ПАМЯТКА

   анализа работы  МО для руководителей ШМО  

 

1. Анализ работы ШМО начинается с научно-методической проблемы, над которой работало ШМО, исходя из потребностей членов ШМО, с научно-методической проблемы школы на учебный год, задач учебного года, степени их реализации.

Анализируются позитивные стороны планирования, основные недочёты и их влияние на ход и развитие обучения учащихся.

 

2. Анализ качественного состава учителей, членов ШМО в сравнении с предыдущим учебным годом (движение кадров, стабильность коллектива).

 

3. Прохождение курсовой переподготовки, аттестация в течение года, их результаты.

 

4. Работа членов ШМО над повышением личного профессионализма, участие в работе МО, педсоветах, других формах методической работы в школе.

 

5. Анализ качества преподавания, знаний, умений и навыков учащихся. Приводятся статистические данные, графические методы наглядности, сравнительные данные в одних и тех же классах, у одних и тех же учителей, освещается тенденция развития в сильных и слабых классах.

      а) программы, по которым осуществляется преподавание предметов, их выполнение на конец года;

      б) результаты годовых административных контрольных работ в сравнении с четвертями и предыдущим учебным годом;

      в) знание учащимися фактического материала,  умение самостоятельно работать;

      г) анализ результатов ГИА, ВПР,.

 

6.Анализ работы с одарёнными детьми и мероприятия по её усовершенствованию (олимпиады, конкурсы, творческие работы).

 

7. Анализ внеклассной работы по предмету, участие в ней членов  ШМО.

 

8. В заключительной части формулируются задачи ШМО на новый учебный год, которые базируются на нормативных документах и результатах анализа итогов учебного года (недочёты в работе, которые требуют исправления ситуации, улучшения знаний учащихся и т.д.). Задачи должны иметь конкретный характер и подчинены научно-методической проблеме, над которой  будет работать ШМО в следующем году.

 

                                                                    Примерная схема протокола               

                                                                                            заседания методического объединения

  

Протокол №

заседания методического объединения учителей начальных классов

     МБОУ _________________________________ школа 

            

                                                                             от   ___________2018г

 

                                                                             Присутствовали:       

                                               Приглашенные:

 

Повестка дня:

1.     О …

(учитель 1 класса Иванова М.И.)

2.     О ….

(учитель 4 класса Петрова О.В.)

3.      О …

( учитель 3 класса Сидорова Н.И.)

 

1. По первому вопросу слушали (ФИО).  Она рассказала  о … .

Выступили: ФИО. Она отметила (сообщила, поделилась опытом, внесла предложение и т. д.).

Решили: …

 

2. По второму вопросу выступила  (ФИО).  Она сообщила….

Выступили: (ФИО).

Методическое объединение рекомендует  ….

 

3. ( ФИО) выступила по третьему вопросу о … .

Выступили: ФИО.

Рекомендовано:

 

 

 

Руководитель МО:     _______________       ФИО

 

Секретарь ФИО:        _______________       ФИО

 

 

 


Работа над ошибками – одна из форм формирования навыков

грамотного письма.

 

Особенностью изучения языков в начальной школе является направленность на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста, что предусмотрено ФГОС НОО. Выработка навыков грамотного письма – одна из основных задач, которая прослеживается на протяжении всех лет обучения.

Однако, выполняя тренировочные упражнения в классе, домашние задания, при написании диктантов, ученики допускают орфографические ошибки в написании слов.

Одним из видов самостоятельной работы в начальных классах является работа над ошибками. Эта работа достаточно ответственная, поскольку требует от учеников максимального внимания, самостоятельности, определённой суммы знаний.

Хорошим подспорьем в работе ученикам может стать «Памятка работы над ошибками». Чтобы начать работу по данному алгоритму, необходимо помнить следующие правила:

- Установи, на какую орфограмму допущена ошибка.

- Работай над ошибкой по данному алгоритму.

- Если ошибка допущена в словарном слове, необходимо найти это слово в словаре, а дальше работать по алгоритму.

«Памятка работы над ошибками» для каждого класса должна расширяться соответственно к усложнению программного материала.

Вначале необходимо научить детей самостоятельно работать с памяткой. Для этого можно на каждом уроке выполнять соответствующие упражнения в форме игры, благодаря которой ученик самостоятельно будет находить номер орфограммы, на которую допущена ошибка.

Такими могут быть задания по образцу:

1.     Найди ошибку, которую допустил Незнайка, и скажи, на какое правило

она допущена, обозначив  номер алгоритма, для того, чтобы Незнайка мог сделать работу над ошибками.

2.     В словах из котомки найди слово, в котором допущена ошибка и

установи орфограмму и номер алгоритма, по которому будет проводиться работа с этим словом.

Такие виды заданий можно проводить коллективно, в группах и индивидуально. Ученики с высоким уровнем учебных достижений могут работать самостоятельно по данному алгоритму. Ученики со средним уровнем учебных достижений, которые чувствуют сложности по определению характера ошибки, учитель на полях тетради обозначает номер алгоритма, по которому они работают самостоятельно. Детям, которые совсем не могут определить тип ошибки, учитель помогает индивидуально.

Эта форма работы способствует развитию самообразовательной компетентности, что, в свою очередь, готовит учащихся к дальнейшей работе над решением новых самостоятельных заданий.

            «Памятка»  в  процессе работы способствует организации продуктивной самостоятельной работы учащихся начальных классов над ошибками, даёт возможность закрепить навыки написания слов, усвоить алгоритм (последовательность) относительно отдельных орфограмм.

Работая с «Памяткой», ученики приобретают орфографическую зоркость, у них появляется желание к грамотному оформлению своих мыслей, формируется ответственное отношение к письму.

 

Памятка работы над ошибками

 

№ п/п

Орфограмма

Последовательность выполнения работы

1

Пропуск букв, замена одних букв другими

1.      Выпиши слово.

2.      Составь звуковую модель слова.

3.      Раздели слово на слоги, подчеркни гласные.

4.      Составь с этим словом предложение.

2

 Звуко-буквенный разбор

1.      Составь звуковую модель слова.

2.      Определи количество слогов, звуков и букв.

3.      Запиши слово, как слышишь.

3

Большая буква в начале предложения

1.      Перепиши предложение правильно, подчеркни большую букву.

2.      Составь модель предложения.

3.      Составь предложение по аналогии.

4

Правописание слов с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн»

1.      Выпиши слово.

2.      Подбери два слова с сочетанием, в котором допущена ошибка.

3.      Определи все возможные способы переноса этих слов.

4.      Составь предложение с этими словом.

5

Большая буква в именах собственных

1.      Запиши слово.

2.      Подчеркни большую букву.

3.      Подбери два слова с именем собственным.

4.      Составь предложение с этими словами.

6

Перенос слов

1.      Выпиши слово.

2.      Раздели его на слоги.

3.      Раздели на слоги для переноса.

4.      Обозначь все возможные способы переноса данного слова.

5.      Составь с этим словом предложение.

7

Правописание слов с удвоенными согласными звуками

1.      Выпиши слово.

2.      Сделай звуковую модель этого слова.

3.      Запиши два слова с аналогичным удвоением.

4.      Составь предложение с этим словом.

8

Буквы я,ю,у,и, которые обозначают мягкость согласных

1.      Выпиши слово.

2.      Сделай звуковую модель этого слова.

3.      Подбери два слова с мягкими согласными.

4.      Составь с этим словом предложение.

9

Правописание слов с безударными гласными

1.      Выпиши слово.

2.      Измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

3.      Подчеркни безударный гласный.

4.      Подбери два слова с безударными.

10

Правописание слов со звонкими и глухими согласными

1.      Выпиши слово.

2.      Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.

3.      Подчеркни сомнительный согласный.

4.      Составь предложение с этим словом.

11

Состав слова

1.      Выпиши слово.

2.      Выдели изменяемую часть-окончание.

3.      Подбери родственные слова, обозначь корень.

4.      Обозначь приставку (она находится перед корнем).

5.      Обозначь суффикс.

6.      Составь с этим словом предложение.

12

Правописание словарных слов

1.      Выпиши слово.

2.      Подчеркни букву, с допущенной ошибкой.

3.      Поставь ударение.

4.      Составь и запиши предложение с этим словом.

13

Правописание «НЕ» с глаголами

1.      Выпиши слово.

2.      Подбери ещё два слова с «не».

3.      С одним из слов составь и запиши предложение.

14

Правописание приставок

1.      Выпиши слово.

2.      Выдели приставку.

3.      Подбери два слова с аналогичной приставкой, запиши их.

4.      Составь предложение с этим словом.

15

Правописание предлогов

1.      Выпиши слово с предлогом.

2.      Между предлогом и словом поставь другое слово (устно).

3.      Составь предложение с этим же предлогом.

16

Правописание падежных окончаний существительных

1.      Выпиши слово, поставь к нему вопрос.

2.      Обозначь окончание.

3.      Определи падеж.

4.      Запиши два существительных в той же падежной форме

5.      Составь предложение с существительным в том же падеже.

17

Правописание падежных окончаний прилагательных

1.      Выпиши слово, поставь к нему вопрос.

2.      Обозначь окончание.

3.      Определи падеж.

4.      Запиши два прилагательных в аналогичной падежной форме.

5.      Составь предложение с прилагательным в этом же падеже.

18

Правописание личных окончаний глаголов

1.      Выпиши слово.

2.      Обозначь окончание.

3.      Определи спряжение глагола.

4.      Запиши два предложения в различных формах.

5.      Составь предложение с этим глаголом.

19

Разбор предложений

1.      Выпиши предложение.

2.      Разбери его по членам предложения.

3.      Установи связь слов в предложении.

4.      Составь предложение по аналогичной модели.

20

Разбор слова как части речи

1.      Выпиши слово.

2.      Определи к какой части речи оно относится.

3.      Разбери его по схеме.

4.      Составь предложение с этим словом.

21

Разбор предложений

1.      Выпиши предложение.

2.      Разбери его по членам предложения.

3.      Установи связь слов в предложении.

4.      Составь предложение по аналогичной модели.

22

Разделительные знаки в предложении с обращением.

1.      Выпиши предложение.

2.      Подчеркни обращение.

3.      Составь предложение с обращением и запиши его.

 

 

 


 

Причины неуспеваемости учащихся и пути их

преодоления

 

Сегодня учителя встречаются с проблемой обучения  детей. Проблема состоит в том, что один материал дети понимают по-разному, откровенно высказывают нежелание учиться,  демонстрируют отсутствие интереса к отдельным предметам и обучению вообще. Ученики не хотят вслушиваться, вдумываться, запоминать то, что говорит учитель на уроке. Обучение – это тяжёлый труд, который требует специальных умений и навыков, силы воли.

         Проблему  неуспеваемости в обучении школьников основательно исследовали учёные Ю. Бабанский, В. Цетлин, М. Мурачковский. По их данным, контингент учащихся, которые чувствуют трудности в обучении, составляет приблизительно 12,5% от всего количества учащихся, что в значительной степени осложняет работу учителя. В психолого-педагогической литературе употребляются два понятия, которые характеризуют это явление: неуспеваемость и отставание.

          Неуспеваемость  и отставание  взаимосвязаны. Неуспеваемость – последствие процесса отставания, в ней синтезировано отдельные отставания.

         Профессор  Ю. Бабанский  причины неуспеваемости видит в слабом развитии мышления – 27%, низком уровне навыков учебного труда – 18%, негативном отношении к обучению – 14%, негативном влиянии семьи, однолеток – 13%, больших пробелах в знаниях – 11%, слабом здоровье, утомляемости – 9%, слабой воле, недисциплинированности – 8%.

         В общем причинами неуспеваемости могут быть общее и глубокое отставание по многим предметам и за длительное время, частичное или постоянное отставание по нескольким сложным предметам, эпизодическое отставание по одному или нескольким учебным предметам, которое можно ликвидировать.

         В. Цетлин установила признаки неуспеваемости ученика в обучении:

·        Не может объяснить, в чем состоит задание, наметить план его решения самостоятельно, указать, что нового получено в результате его решения;

·        Не ставит вопросы по сути изученного, не делает проб найти правильный ответ и не читает дополнительной к учебнику литературы;

·        Пассивный и отвлекается в те моменты, когда идёт поиск, нужны напряжения мысли, преодоления трудностей;

·        Не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может оценить свою работу, не контролирует себя;

·        Не может объяснить цель выполненной ним работы, сказать на какое правило она задана, не выполняет указаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы;

·        Не может воспроизвести определения понятий, формул, представить систему понятий, отойти от  готового текста;

·        Не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

Эта совокупность признаков отставания конкретизируется относительно учебных предметов.

Причины отставания в обучении делятся на такие группы:

·        Недочеты физического и психологического развития ( слабое здоровье, неразвитая память, мышление, отсутствие навыков учебного труда);

·        Недостаточный уровень воспитанности (отсутствие интереса к обучению, слабая сила воли, недисциплинированность, отсутствие чувства долга и ответственности);

·        Недочёты в деятельности школы (отсутствие в классе атмосферы уважения у знаниям, недочёты в методическом преподавании, недостатки в организации индивидуальной и самостоятельной работы учеников, равнодушие и слабая подготовка учителя);

·        Негативное влияние атмосферы в семье (низкий материальный уровень жизни семьи, негативное отношение родителей к школе, отрыв детей от учебной работы и т.д.).

Исследования убеждают, что эти причины по-разному влияют на мальчиков и девочек. Так, среди неуспевающих почти 80% мальчиков и 20% девочек. Слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости у мальчиков вдвое реже, чем у девочек. Недостаточный уровень воспитанности у мальчиков случается втрое чаще, чем у девочек.

В зависимости от вида отставания в обучении проводят соответственную учебную работу с учащимися по его отставанию. Преодолению эпизодического отставания способствуют: консультации по вопросам рационализации учебного труда; своевременно е реагирование на отдельные факты отставания, выявления их причин и внедрение оперативных мероприятий по их устранению; индивидуальные задания по изучению пропущенного; контроль за выполнением заданного. Для преодоления стойкого отставания по одному предмету или предметов одного профиля необходимы: усовершенствование методики преподавания предмета; доступное раскрытие учебного материала, развитие мышления учащихся; дифференцированное задание по устранению пробелов в знаниях; специальное повторение недостаточно усвоенных тем, мероприятия, направленные на развитие интереса к учебному предмету. Чтобы преодолеть стойкое отставание учащихся, следует: употреблять мероприятия по устранению эпизодического и частичного отставания; координировать действия всех учителей по предметам, по которым ученик не успевает. В процессе преодоления неуспеваемости в общем устраняют пробелы в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; развивают у учеников внимание, представление, память, мышление; преодолевают негативное отношение к обучению и воспитывают интерес к знаниям; искореняют внешние факторы, которые привели к неуспеваемости.

Отношения учителя с подростками следует строить на любезности, уважении отзывчивости, учитывая их повышенную утомляемость и связанную с этим нервозность поведения.

Всё чаще – это трудности в обучении современных подростков. Они откровенно высказывают нежелание учиться, демонстрируют отсутствие интереса к отдельным предметам и обучению вообще.  Особенно характерным это явление для подростков. Они становятся заметно пассивными, невнимательными на уроках. Ученики не хотят вслушиваться, вдумываться, запоминать то, о чём говорит на уроке учитель. Такое сопротивление обусловлено конкретными причинами, которые можно сгруппировать. Прежде всего, неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

Вот неполный перечень качеств, которыми должен владеть современный ученик:

- высокая концентрация внимания;

- наблюдательность;

- умение понимать, анализировать услышанное и прочитанное;

- навыки логического решения задач;

- умение высказывать свои мысли устно и письменно;

- умение делать обобщения, сравнения, выводы;

- умение находить аргументы;

- владеть широким словесным арсеналом;

- терпение, упрямство, настойчивость, умение слушать и поддавать здоровой критике свой  предыдущий опыт.

Но, к сожалению, современные тенденции в обучении не всегда учитывают важность формирования таких умений и навыков у детей и, как результат, ученики не могут должным образом овладеть тот объём знаний, который им предлагает школьная программа. Потому что просто запоминания для этого совсем недостаточно.

Начальная школа тоже не всегда может «достучаться» к каждой индивидуальности с её потребностями. Как можно уделить внимание каждому ребёнку, если их в классе много и с разным уровнем подготовки?

Вторая группа причин, которая вызывает негативное отношение к школе, - необходимость пополнять знания и  научиться делать это качественно, профессионально. Удачные и своевременны слова были девизом первого урока: «Знание – это сокровища, а умение учиться – ключ к нему». Действительно, знания необходимо уметь добывать, и обучать этому надо на протяжении всей школьной жизни ребёнка. Формирование всех перечисленных навыков и умений является  более необходимым, чем сама предметная нагрузка урока. Социальные навыки являются первичными относительно академических. Если вы научите своих учеников самостоятельно добывать знания, анализировать приобретённый опыт, результативно им пользоваться, то львиную часть вашей педагогической работы сделано!

Внедрить этот принцип в жизнь сложно, но возможно. Человек привлекается к деятельности только при наличии мотива к участию в ней. Как правило, каждый ребёнок во время урока развивает несколько видов деятельности. Все они мотивированы: или навязаны учителем, или же мотивы появились у самого учителя. Допустим, он рассматривает интересную периодику, что-то рисует или пишет записки. В этом случае задание учителя состоит в направленности процесса мотивации познавательной деятельности с определённой темы так, чтобы она увлекла ученика, вытеснив на определённое время другие мотивы. Для поддержания этого процесса необходимо менять виды деятельности. Причём каждый раз, когда появляется новое учебное задание, учитель должен понимать, зачем такая деятельность ему нужна. Лишь тогда он воспримет навязанную учителем мотивацию как свою личную. Если желание разобраться в вопросах, рассмотренных на уроке, станет главным для ученика и вытеснит все остальные, то он сосредоточится, и процесс познания продолжится успешно.

Возрастные особенности детей надо знать и наблюдать за ученической деятельностью. Лучше всего это делать, когда ученики работают самостоятельно и общаются при этом друг с другом. Групповая работа в различных её вариантах для этого наилучшее. Ещё одним стимулом к обучению является интересность, эвристичность, яркость подачи учителем материала. Иногда следует менять стиль преподавания новой темы и стиль опроса и будет видно неподдельный интерес к вашим урокам со стороны детей. Чаще повторяйте то, что изучали. Даже если тема была чисто теоретическая, её можно использовать в виде ролевой игры с целым классом, в группах, в парах.

Игра – это деятельность вымышленными объектами. Дети часто не имеют возможности заниматься любимыми  делами из-за отсутствия опыта, знаний, сил, способов и возможностей. Ребёнок не может управлять настоящим самолётом или ракетой, не в состоянии строить дом или ловить преступников. А вот играть в такие игры он умеет, поскольку для такой «деятельности» нужно только представление. Представление у детей развито наилучшим образом. Представление заменяет ребёнку недостающие знания. С накоплением знаний объём представлений уменьшается и человек начинает действовать в реальном мире.

Ещё одним важным стимулом к обучению является создание ситуации успеха. Если ученик чувствует, что потраченные им на учебный процесс усилия не остались незамеченными и были оценены должным образом, то он и дальше будет работать. Для некоторых учеников даже возможность участия в общей деятельности класса или группы уже есть ситуация успеха. А если ему была отведена роль докладчика, то это стаёт для  него сильным стимулом к дальнейшему активному обучению. В таких моментах целесообразна снова групповая работа, где участникам отведены определённые роли. Увеличивается уровень ответственности перед группой за объём знаний и умения их презентовать.

Оценка как составная создания ситуации успеха играет всё-таки первоочередную роль. В последние годы с введением в практику 12-балльной системы расширилась возможность позитивно оценивать уровень знаний даже слабеньких по способностям детей. Можно в виде стимулов внедрить в практику так званое накопление баллов на протяжении всей темы. Например, ученик смог приготовить по возможностям лишь половину задания. Он получает 6 баллов, но при этом имеет возможность прибавить ещё несколько, подготовив другую порцию задания позже, или заработать эти баллы, работая в группе. Как правило, такое отношение к старательному, но «слабому» ученику является стимулом к лучшему обучению способных, но неактивных детей.

Выставление низкой оценки тоже является своеобразным стимулом. Но в такой ситуации учителю следует быть очень осторожным, оглашая оценку в присутствии класса. Надо предвидеть возможную реакции ребёнка на такой приговор» или полученная оценка стимулирует его деятельность на более настойчивое и успешное овладение знаниями, или надолго отобъёт охоту учиться. Вообще оценки должны быть справедливыми, целесообразны и уместны. А приведённые примеры рациональны только в случае педогогико - психологической необходимости и их следует использовать нечасто.

Подводя итоги, можно сказать, что преодолеть нежелание учеников учиться – дело нелёгкое. Но большинство составляющих этой проблемы можно решить – надо только захотеть.

 

 Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

1.     Ученик не может сказать, в чем сложность задания, спланировать его решение, найти решение самостоятельно, указать, что нового получил в результате его задания. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, указав, о чём новом из него узнал. Эти признаки можно выявить во время решения задач, чтения текстов и слушая объяснения учителя.

2.     Ученик не ставит вопросы относительно исследованного, не делает попыток найти ответ и не читает дополнительных источников. Эти признаки проявляются во время решения задач. Восприятия текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.     Ученик неактивный и невнимательный в те моменты урока, когда совершается поиск, когда нужно напрячь мысли, преодолеть трудности. Эти признаки можно заметить во время решения задач, восприятие объяснений учителя, в ситуации выбора по желанию заданий для самостоятельной работы.

4.     Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачу, не может оценить свою работу, не контролирует себя.

5.     Ученик не может объяснить цель выполненного ним задания, сказать, на какое правило дано задание, не придерживается указаний правила, пропускает действия, путает их порядок и ход работы. Эти признаки проявляются во время выполнения упражнений, а также действий в сложнейшей деятельности.

6.     Ученик не может воспроизвести значение понятий, формул, не может отойти от готового текста; не понимает текст, построенного на основе изученной системы понятий. Эти признаки проявляются, когда ученик отвечает на вопросы.

Мы указали не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на которого ученика и на какие его действия надо обратить внимание во время обучения, для того, чтобы предотвратить неуспеваемость.

         Основные способы выявления отставания учеников:

- наблюдение  за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;

- учебные самостоятельные работы в классе.

Во время проведения самостоятельных работ учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы как о результате деятельности, так и о её течении. Он наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные причины неуспеваемости учащихся

1.     Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для этого предмета умений, которые дают возможность охарактеризовать существенные элементы исследовательских понятий, законов, теорий, а также осуществлять необходимые практические действия.

2.     Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, которые снижают темп работы настолько. Что ученик не может за определённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений, навыков.

3.     Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, которые не дают возможности ученику проявить самостоятельность, организованность, настойчивость и другие качества, необходимые для успешного обучения.

Признаки отставания – начало неуспеваемости  учащихся.

 1. Ученик не может сказать, в чем сложность задания, спланировать его  решение, найти решение самостоятельно, указать, что нового получил в  результате его задания. Ученик не может ответить на вопросы по  тексту, указав, о чём новом из него узнал. Эти признаки можно выявить во время решения задач, чтения текстов и слушая объяснения учителя.

2. Ученик  не делает попыток найти ответ и не читает дополнительных источников. Эти признаки проявляются во время решения задач. Восприятия текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик неактивный и невнимательный в те моменты урока, когда совершается поиск, когда нужно напрячь мысли, преодолеть трудности. Эти признаки можно заметить во время решения задач, восприятие объяснений учителя, в ситуации выбора по желанию заданий для самостоятельной работы.

4.       Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачу, не может оценить свою работу, не контролирует себя.

5.       Ученик не может объяснить цель выполненного ним задания, сказать, на какое правило дано задание, не придерживается указаний правила, пропускает действия, путает их порядок и ход работы. Эти признаки проявляются во время выполнения упражнений, а также действий в сложнейшей деятельности.

6.       Ученик не может воспроизвести значение понятий, формул, не может отойти от готового текста; не понимает текст, построенного на основе изученной системы понятий. Эти признаки проявляются, когда ученик отвечает на вопросы.

Здесь указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на которого ученика и на какие его действия надо обратить внимание во время обучения, для того, чтобы предотвратить неуспеваемость.

      Основные способы выявления отставания учеников:

 - наблюдение  за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;

- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;

- учебные самостоятельные работы в классе.

Во время проведения самостоятельных работ учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы  как о результате деятельности, так и о её течении. Он наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные причины неуспеваемости учащихся

1.       Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для этого предмета умений, которые дают возможность охарактеризовать существенные элементы исследовательских понятий, законов, теорий, а также осуществлять необходимые практические действия.

2.       Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, которые снижают темп работы настолько, что ученик не может за определённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений, навыков.

3.       Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, которые не дают возможности ученику проявить самостоятельность, организованность, настойчивость и другие качества, необходимые для успешного обучения.

  


Тема урока: «В тебе рождается патриот и гражданин»

Урок ОРКСЭ

 

 Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и понятия долга гражданина

Личностные УУД: умение  принимать и осваивать роль ученика; умение эмоционально откликаться на содержание курса; самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я»;  умение понимать душевное состояние и умение сопереживать; умение делать свой нравственный выбор; умение уважать  мнение других.

Познавательные УУД: общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать  новые знания; логические – умение владеть основами смыслового чтения; умение извлекать информацию из текста;  умение делать выводы в результате совместной работы; умение использовать словари.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия с поставленной задачей; контроль, самоконтроль; умение  корректировать свою работу, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД: умение работать в группе; умение участвовать в диалоге; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение договариваться  и приходить к общему решению в совместной работе.

 

 

Ход урока

 

I.Организационный момент.

Эмоциональный  настрой. (Дети исполняют отрывок из песни «Дорогою добра» на фоне видеоролика). – Подарите друг другу свои улыбки.

Девиз урока: На уроке работаем дружно, равнодушных нам не нужно.

 Актуализация старых знаний.

- На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразделимо связана с природой, с домом, семьёй, с местом, где ты родился..

- Посмотрите на свои рисунки,  какие чувства к Родине возникают  у вас?  (комментарование своих рисунков)

II. Самоопределение к деятельности.

Расшифровка ребуса П А 3 О Т (патриот).

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы говорили о понятии «гражданин». Кого мы называем гражданином? А патриот и гражданин – одинаковые понятия? Каждый ли гражданин страны является патриотом? А как это доказать?

Назовите тему урока. Определим план нашей работы на уроке (обучающиеся формулируют задачи урока).

- Узнаем, кого называют патриотом.

- Назовём патриотов России.

- Сравним понятия «гражданин» и «патриот».

- Сделаем вывод: как воспитать в себе патриота?

На уроке будут работать три группы «Мудрецы», «Историки» , «Творцы».

III. Работа над темой урока.

Учитель: А где можно узнать определение понятия «патриот»? (ответы учащихся).

Предоставляем слово «Мудрецам».

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

                                                                                       Словарь С.И. Ожегова

Патриот – человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

                                                                                      Словарь Д.Н. Ушакова

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать.

                                                                                       Василий Розанов

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

                                                                                       В.Г. Белинский

- Запишите определение и одно понравившееся вам высказывание в нашу тетрадь «Яблоко мудрости».

- О каких патриотах России вы можете рассказать?

Предоставляем слово «Историкам».

 X век: Богатыри: (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

XIII век: Александр Невский (5 апреля 1242г. «Ледовое побоище»

«Не в силе Бог, а в правде»

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и будет стоять Русь»

XIV век: Дмитрий Донской (8 сентября 1380г. «Куликовская битва»)

Сергей Радонежский (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих)

XVII век: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (4 ноября 1612-освобождение Москвы от польских интервентов)

4 ноября  церковь отмечает День поминовения всех православных воинов, жизнь свою за веру и Отечество положивших.

XIX век: Отечественная война 1812 года (26 августа 1812г. «Бородинская битва»)

XX век: Герои Великой Отечественной войны (пионеры-герои Крыма: Володя Дубинин,  Вилор Чекман, Валерий Волков, Витя Коробков).

- Предоставим слово «Творцам», которые расскажут о книгах, фильмах, посвящённых пионерам-героям, прочитают нам стихотворения о них.

(Презентация книг о пионерах-героях.

Просмотр отрывка из фильма «Это было в разведке». Беседа по содержанию фильма.

Дети войны-патриоты страны.

- А можете вы привести примеры проявления патриотизма  в современное время. Высказывание детей Можно сделать вывод:

- художники раскрывают красоту родной природы в своих картинах;

- учёные делают научные открытия, чтобы прославить свою страну;

- спортсмены посвящают свои победы в олимпиадах Родине;

- фармацевты разрабатывают новые лекарства, чтобы граждане их страны были здоровы;

- все граждане страны добросовестно трудятся, чтобы Родина стала ещё богаче и красивее;

- экологи защищают природные богатства родной страны.

Вывод: Россия – колыбель патриотов.

Особенности  патриотизма

Особая любовь  людей к родной земле.

Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества.

Жизненная стойкость и мужество.

Особое понимание воинского героизма.

Интернациональность.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

-Давайте сравним понятия «гражданин» и «патриот»

Любой ли гражданин является патриотом своей страны?

Какими качествами должен обладать патриот?

Личностные качества патриотов

•        Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;

•        Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;

•        Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине;

•        Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины;

•        Осознание долга перед Родиной , отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

•        Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине.

Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить. Работа над пословицами:

Человек без Родины … (что соловей без песни). Родина-мать, …(умей за неё постоять). Для  Родины своей…(жизни не жалей). На чужой стороне  и…(весна не красна). Жить - (Родине служить). Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй.

Запись пословиц в  тетрадь «Яблоко мудрости».

Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои-космонавты, прославившие Россию во всём мире, как ваши близкие люди – добрые, трудолюбивые Трудно быть настоящим патриотом своей страны, но очень почётно!

Я верю, что после нашего урока в вашем сердце загорится огонёк ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь их преодолеть, чтобы с гордостью сказать: «Я – гражданин. Я – патриот своей Родины».

Рекомендации «Как стать патриотом».

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и патриотом своей страны:

•        Изучай историю своей страны, знакомься с памятными и историческими местами своей Родины.

•        Смотри передачи, фильмы, рассказывающие о тех событиях, которые сейчас происходят в нашей стране.

•        Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

•        Проявляй себя с позитивной стороны, доказывай свой патриотизм не словом, а делом.

•        Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России.

VI. Рефлексия

- Кого мы можем назвать патриотом своей страны?

- Давайте попробуем вырастить «дерево патриота»

Вам надо на  зелёных листочках завершить  незаконченное предложение

Патриот – это человек, который

любит ________________________________________________________

хранит________________________________________________________

уважает_______________________________________________________

переживает ____________________________________________________

гордится_______________________________________________________

помогает_______________________________________________________

-Теперь ребята каждой группы прикрепят свои листочки на наше «дерево патриота». Какое замечательное дерево выросло у нас на уроке.

VII. Итог урока

-Мы все задания нашего урока выполнили?

Предоставим слово группе  «Творцов»:

Быть патриотом… Что это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики наших матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью нашего народа,

Которую не смог никто подмять.